Эксперты СберУниверситета поделились данными исследования, в котором изучили, как проблематика и векторы развития бизнеса влияют на приоритеты в направлениях обучения топ-менеджмента крупных и средних компаний.
Согласно опросу, более 80% респондентов отмечают рост бизнес-показателей и видят потенциал развития своих отраслей. При этом, в условиях высокой турбулентности внешней среды, российский бизнес больше сосредоточен на внутреннем развитии: 58% компаний выбирают путь развития за счет внутренней оптимизации, а 35% руководителей отметили акцент на экстенсивном развитии путем масштабирования бизнеса, выхода на новые рынки и т.п.
Интересно, что стратегия компаний, претерпевающих бурный рост, связана с оптимизацией бизнес-процессов и инвестициями в новые разработки и продукты. В то же время стагнирующий бизнес ищет выход в создании партнерств и новых совместных продуктов.
Бизнес отмечает и факторы, сдерживающие развитие организаций. В качестве наиболее проблемных областей управления респонденты выделили: «люди и культура» (31%), «операционная эффективность» (30%), «трансформация и развитие» (26%). Основными проблемами в этих областях, по мнению опрошенных, являются нехватка компетенций у управленцев и низкая вовлеченность персонала. Другими сдерживающими факторами выступают неэффективное взаимодействие на разных уровнях организации, несовершенные процессы и неработающая система мониторинга изменений.
Для эффективной реализации своих планов критически важно подобрать правильный подход к развитию управленческой команды, соответствующий намеченному вектору развития. В этом выводе сходятся все респонденты
Высокая зависимость бизнеса от грамотного менеджмента формирует интерес к обучению руководителей. Респонденты отмечают, что главными стимулами к обучению управленческих команд выступают рыночные изменения (26%) и развитие конкурентов (17%). Руководители расставили приоритеты в развитии основных трех групп навыков следующим образом – социальные навыки[1] (48%), когнитивные навыки[2] (37%), эмоциональные навыки (15%).
Стоит отметить, что развитие командной эффективности и навыков управления чаще отмечали руководители компаний, делающих акцент на улучшение процессов, разработку новых продуктов и построение партнерских связей. Коммуникация и критическое мышление оказались более востребованы среди руководителей, чьи организации планируют приобрести другие компании. О развитии навыка принятия решений и решения проблем задумываются чаще те, кто делает ставку на открытие новых офисов или выход на новые рынки.
Проблематика бизнеса также влияет на профиль потребностей в развитии навыков руководителей. Например, о необходимости развития социальных навыков чаще говорят в компаниях, где есть проблемы с «тоном сверху»: руководители не привержены целям компании и не всегда находят общий язык друг с другом. Когнитивные навыки в приоритете у респондентов, чьи компании озабочены проблемами организационной эффективности и вовлеченности персонала в проекты развития.
При планировании обучения важную роль играет и фактор его формата. Большая часть респондентов отдает предпочтение традиционным формам – очным программам и электронным курсам. За них проголосовали 47% и 39% опрошенных соответственно. При этом растет интерес к обучению в малых группах, объединенных общими интересами и потребностями: групповой коучинг, выездные стажировки и стратегические сессии. Увеличивается спрос и на интерактивные форматы, предусматривающие игровое взаимодействие: деловые игры, бизнес-симуляции и квесты. Здесь, как и в случае с выбором приоритетных навыков, предпочтения могут варьироваться в зависимости от бизнес-ситуации. Например, высокий спрос на деловые игры чаще предъявляется компаниями, у которых есть сложности в цифровой трансформации, а конференциями больше интересуются компании, заинтересованные в повышении операционной эффективности.
Как компании теряют деньги без корпоративного обучения?
[1] Социальные навыки – командная эффективность, лидерство и управление людьми, коммуникация и влияние.
[2] Когнитивные навыки – принятие решений, решение проблем, критическое мышление.