Плохой начальник с точки зрения подчиненных – это начальник требовательный. Он не дает своим сотрудникам расслабляться и бездельничать. Приходит на работу за час до начала рабочего дня и строго следит за дисциплиной. Про таких шутят: «Для опозданий у босса есть только одно оправдание – смерть».
Плохой начальник много требует и всегда находит ошибки и несовершенства
Он часто бывает недовольным, заставляет перепроверять отчеты, переделывать презентации, добиваться лучших условий от поставщиков, больше делать для клиентов и т.д. Такой подход, как правило, очень выгоден организации: сотрудники всегда в тонусе, план продаж выполняется, производство работает. Правда, иногда кто-то увольняется, не выдержав жесткой хватки такого начальства. Но будем считать, что это или лентяи, или слабонервные.
У сотрудников тоже есть выгода от такого руководителя. Он не развалит компанию, всегда будут заказы, объемы, отгрузки, а значит, и зарплаты и, может быть, даже премии. Под началом строгого «плохого» шефа привыкают к дисциплине, качественному исполнению своей работы. Под его руководством можно и заработать, и карьеру сделать, и профессию освоить. Надо только уметь разделять рабочее и личное. И развивать стрессоустойчивость.
Минусы «хорошего, доброго» начальника. Он доброжелателен, человечен, готов всегда войти в положение своих подчиненных. Одному надо прийти на работу попозже, так как утром записался к врачу, другому – уйти пораньше, чтобы успеть в магазин, третьему – на целый день отпроситься, машину на ТО отвезти. А в пятницу всем, как обычно, надо на дачу, поэтому после 15.00 в отделе уже никого нет.
Такой стиль работы, безусловно, очень комфортен для подчиненных, но для компании добрый начальник – это потенциальная угроза. Его дружная команда, обожающая корпоративы и тренинги, постоянно срывает сроки и дедлайны, на них нельзя положиться сотрудникам других отделов, постоянный беспорядок, показатели работы крайне низкие. Для них важны «обнимашки», дни рождения и праздники. А вот закрывать бреши в работе придется их коллегам.
Добрые начальники склонны раздувать штат, часто выплачивать премии и постоянно устраивать различные развлекательные мероприятия
Основная причина – они нуждаются в признании, хотят быть хорошими. Но часто это происходит за счет компании. Перевод подразделения с таким боссом-бодряком на самоокупаемость или усиление финансового контроля обычно заканчивается увольнением доброго Деда Мороза. Так как стиль управления, основанный на глубоких внутренних потребностях, изменить практически невозможно.
По теме: Лучшее — враг хорошего. Если твой начальник — перфекционист
Придерживаться «золотой середины» в руководстве людьми достаточно сложно. В этом и заключается мастерство руководителя. Каждый менеджер создает свою формулу успеха. Одни делают ставку на баланс между работой и корпоративными тусовками (в стиле «делу время – потехе час»). Другие стараются действовать по принципу разделения рабочего и личного («на работе мы в первую очередь – коллеги, занимаемся серьезными делами, а отношения поддерживаем доброжелательные»). Третьи надеются на самоорганизацию и ответственность сотрудников: «Вы работаете хорошо – я вас хвалю. Работаете плохо – ругаю и наказываю».
Для примера приведу кейс. Отдел маркетинга. Идет интенсивная подготовка к участию компании в выставке. Все нервничают, обстановка напряженная, нужно много всего успеть: оформить стенд, привезти оборудование, напечатать полиграфию, подготовить сувениры, разослать приглашения.
По теме: Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы сотрудники его любили
Руководитель проявляет требовательность и строгость к каждому сотруднику – в подготовке к выставке мелочей не бывает. Отсутствие визиток, хорошего интернета могут повлиять на результат общей работы. Но после завершения мероприятия все получают от начальника заслуженное поощрение: похвалу, премии и дополнительные выходные
По теме: Чувствительный подчиненный – как быть? Как работать с проявлениями стресса у сотрудников